Год назад (в 2024) я решила освоить Motion Design и записалась на курсы в Нетологию. Недавно закончила обучение, получила диплом и теперь готова поделиться максимально честным мнением о программе.
Немного обо мне: по первому образованию я медицинский работник, но в какой-то момент поняла, что хочу сменить сферу деятельности. Выбрала Motion Design, прошла десятимесячное обучение и через несколько месяцев после завершения курса нашла работу джуниор-специалистом в дизайн-студии. Этот отзыв - не реклама и никак не оплачен школой. Несмотря на то, что я благодарна этим курсам за смену профессии, постараюсь рассказать максимально объективно, без лишних эмоций.
Обещания и реальность
Начну с того, что обещает сайт курса, и сравню с реальностью.
Обещание первое: освоите профессию с нуля и станете уверенным джуниором. Насчёт уверенности - вопрос спорный. Не знаю, можно ли за десять месяцев стать по-настоящему уверенным специалистом. Базу даёт, это правда, но уверенность приходит только с практикой.
Обещание второе: научитесь работать с визуалом на задачах реальных агентств, сдадите профессиональный шоу-рил. Это правда. Действительно создашь итоговую работу, которую можно использовать в портфолио.
Обещание третье: сможете выполнять коммерческие заказы и зарабатывать с третьего месяца обучения. Вот тут начинаются сказки. Если вы полный новичок, вряд ли на третьем месяце сможете брать заказы. К этому моменту только-только освоите базовые функции After Effects. Разве что у вас есть знакомые, готовые заплатить за простейшую анимацию. Но такая ситуация редкость. Реально начать зарабатывать с третьего месяца - маловероятно.
Обещание четвёртое: работодатели предлагают моушн-дизайнерам зарплату от пятидесяти до девяноста тысяч рублей. Девяносто тысяч новичку без опыта точно не предложат. Важно понимать: многие студенты приходят на курс уже с опытом графического дизайна. Им, конечно, проще осваивать программу и быстрее находить работу, возможно, даже внутри своей компании. Мой отзыв больше для тех, кто начинает действительно с нуля.

Программы и инструменты
Что обещают научить: работе в After Effects и Cinema 4D, использованию рендер-движков Arnold. Arnold у нас не было вообще, был Redshift, но всего несколько занятий. Я не стала его скачивать, потому что он дорогой, а занятий было мало. Плюс мне больше интересен двумерный дизайн, и я сомневалась, что этот движок пригодится.
Важный момент: все эти программы стоят денег. Школа не предоставляет их бесплатно - скачиваете самостоятельно.
Обещают научить создавать кинетическую типографику, анимацию логотипов, интерфейсов, коллажную анимацию. Формально это есть, но на очень базовом уровне, буквально пара занятий, и всё. Дальше плывёшь самостоятельно.
Работа с брифом от заказчика, создание роликов explainer, рекламных 3D-роликов - это действительно было, и проходили подробно.
Структура курса
Структура курса с момента моего обучения немного изменилась. И это большой плюс, школа быстро реагирует на отзывы и вносит изменения. Когда я училась, был блок по двумерной анимации, где преимущественно изучали персонажную анимацию. Это не самое востребованное направление для джуниора - вряд ли от вас будут требовать анимировать персонажей на начальных этапах карьеры.
На этот блок было много жалоб, в том числе на преподавателя. Насколько знаю, сейчас заменили видео, взяли нового преподавателя, сделали дополнительные объясняющие материалы. Плюс добавили новые модули, например, анимированный пэкшот в After Effects. Курс развивается, и это радует.
Введение в профессию
Первый блок - введение в профессию моушн-дизайнера. На начальном этапе, когда это самый первый материал, не очень понимаешь, что происходит. Но на самом деле блок полезный. Объясняют, кто такой моушн-дизайнер, какие бывают направления, кем можно работать, из кого состоит команда в студии, как проходит процесс создания крупного рекламного ролика. Это помогает создать общую картину и понять структуру будущей работы.
Особенно понравилась часть про шейповую анимацию в After Effects. Преподаватель подробно всё объяснял, вебинары проходили раз в неделю. Это позволило легко войти в курс и сделать первые маленькие анимации. Когда видишь результат своей работы - это мотивирует. Преподаватели быстро отвечали на вопросы в поддержке - всегда объясняли непонятные моменты.

Основы дизайна: много теории, мало практики
Следующий блок - основы дизайна. Подробно рассказывали про историю, символику цвета, восприятие. Рисовали что-то. Возможно, это полезно, но было очень много лишней информации. На этот блок ушёл целый месяц. Я бы точно сократила его или вообще убрала, оставила бы краткую выжимку про цвет и композицию в блоке введения в профессию.
Мы рисовали наброски, квадратики, фигурки. Не уверена, что это вообще нужно. Если хотите учиться рисовать, есть специальные курсы. Motion Design - это не про рисование в первую очередь. Я вообще не умею рисовать, поэтому этот блок меня смутил и навевал скуку.
Двумерная анимация: самое слабое звено
Следующий блок - двумерная анимация. Сейчас его разделили на несколько частей: стили и техники, анимированный пэкшот, ролик explainer. У меня всё называлось просто «двумерная анимация» и включало только персонажную анимацию.
Изучали Illustrator. Но этим блоком я была максимально недовольна. Персонажная анимация шла только на плагине Duik. Я начала изучать этот плагин самостоятельно ещё до блока, поэтому более-менее понимала происходящее. Люди, которые этого не делали, в общем чате сильно жаловались, многое было непонятно. Из-за жалоб нам добавили дополнительные туториалы с другим преподавателем. Это помогало, но хотелось получить нормальную версию сразу, а не доработанную. Для меня это был самый интересный блок по теме, поэтому разочарование было сильным.

Трёхмерная анимация: приятная неожиданность
Блок по 3D оказался на удивление проще двумерного. Всё было чётко и понятно, хороший преподаватель. Но не было вебинаров. Совсем. Обещанных живых встреч не было вообще. Были только записанные туториалы. Можно было написать в поддержку, и там быстро отвечали.
Мне 3D-блок понравился, хотя после этого почти не работала в трёхмерке. Но знание Cinema 4D помогло при устройстве на работу, это был дополнительный бонус.
После завершения 3D и 2D блоков я полностью выпала из курса, отвлеклась на поиски работы. Довольно быстро нашла ее, прошла испытательный срок. Около 5 месяцев вообще не прикасалась к курсу.
Пыталась продлить обучение, но не получалось, пришлось переходить в другой поток. В Нетологии можно максимум три раза за всё обучение менять группу. Если не успеваешь сдать итоговую работу, переходишь в следующую группу, чтобы было больше времени. Я использовала все три раза.
Монтаж и композитинг
Следующий блок - основы монтажа и саунд-дизайна. Сейчас этот блок вообще убрали из курса, что немного странно. Монтаж очень полезен и нужен на работе.
Это был хороший блок, всё подробно описывали. Но на тот момент я уже больше года монтировала собственные видео и знала основы, поэтому ничего нового для себя не узнала. Было интересно смотреть, как показывали примеры склеек и объясняли используемые приёмы.
Блок по композитингу и работе с хромакеем оказался очень слабым. Преподаватель слишком затянуто все рассказывал. Уроки длились по полтора часа, а конкретики было минут на двадцать. Остальное время - хождение вокруг темы, рассказы о деталях, которые большинство джуниоров на этом этапе не могут понять и никогда не используют.
Мне не понравился этот блок, кое-как его доделала и перешла к созданию итогового проекта. На этом этапе уроков уже не было. Нужно было создать ролик, сдать его, получить комментарии, что можно улучшить, доработать, и всё.

Итоговый зачёт
Зачёт проходил так: все работы, сданные в срок, рассматривались вместе. У нас было семь-восемь человек в группе. Преподаватель смотрел ролики и давал каждому советы, основываясь на направлении, в котором человек хочет развиваться: двумерка, трёхмерка, персонажка, реклама, соцсети. Давали ссылки на полезные материалы для каждого.
Честно говоря, зачёт проходил очень «мило» и по-доброму. Можно было бы сделать его строже: задавать вопросы о процессе работы, требовать объяснений технических решений. Но Нетология - это сплошной пряник. От вас особо ничего не требуют, всем всё время всё нравится, дают фидбэк, но максимально добрый, чтобы не спугнуть.
Это хорошо с одной стороны, но многие могут расслабиться и вообще ничего не делать. Кое-как сдавать работы и забить на каком-то этапе.
Поэтому в онлайн-курсах критически важна самоорганизация и ответственность. Нужно понимать, что это нужно вам. Все обещания звучат красиво и приятно, но пахать придётся вам. Учиться тоже придётся вам. Вам предоставят туториалы и помощь, преподаватели отвечают на вопросы и помогают. Но чтобы задавать вопросы, нужно вникнуть в тему и разобраться, чтобы было что спрашивать.
Многие темы изложены не идеально. И не нужно этого ожидать. Не нужно ожидать от онлайн-курсов совершенства. У меня много знакомых проходили обучение на разных платформах, и у всех примерно одинаковый отзыв и ощущения.
Многие идут на курсы с мнением, что им подадут на блюдечке тайные знания, расскажут, как работать и жить, и за деньги они станут крутыми специалистами. Но так не работает. Вам дадут знания, но их настолько мало, что если не будете искать дополнительную информацию, смотреть туториалы, читать статьи, этого не хватит. Этого недостаточно, чтобы найти работу.
Если рассматривать курс как толчок - когда страшно, не знаешь, с чего начать, куда идти, хочешь сменить профессию, но не уверен - это хороший вариант. Но если хотите, чтобы всё было удобно в одном месте и больше ничего не нужно было делать - только проходить курс, то нет. Будете разочарованы.
Преподаватели и комьюнити
Отдельно о преподавателях: их много, и они постоянно меняются. Очень мало тех, кто работает там несколько лет. Возможно, преподавателей, которые были у меня, уже нет в школе. Хорошие преподаватели были по основам After Effects и по трёхмерной анимации.
В Нетологии очень хорошее комьюнити. Есть чат, где состоят все выпускники и ученики курса по Motion Design разных лет. Там есть интересные рубрики, например, истории успеха. Люди рассказывают, как нашли работу, с чего начинали. Очень мотивирует читать такие истории и сравнивать с собственной ситуацией.
Когда у меня ещё не было работы, очень помогало искать похожие истории - когда люди начинали с нуля и у них получалось. Это реально вдохновляет. Комьюнити помогает влиться в тусовку дизайнеров, найти знакомых, друзей, профессиональные связи. Возможно, там найдёте первый заказ. Бывает, кто-то пишет о заказах, более опытные участники дают советы. Это тоже большой плюс прохождения курсов.

Плюсы курса
Подведу итоги: что было хорошо, что плохо. Нельзя однозначно сказать, стоит ли проходить курс - это зависит от человека и ваших ожиданий.
Начну с плюсов. Первое - появление базы, структуры, понимания, с чего начинать, где искать информацию, как работают программы. Второе - комьюнити. Мне очень нравится атмосфера в сообществе Нетологии. Все поддерживающие, доброжелательные, всегда можно спросить, все отвечают, помогают. Это добавляет уверенности на начальных этапах.
Третий плюс - заплатив деньги (на момент начала моего обучения курс стоил около 80 тысяч рублей), появляется больше мотивации не сдаваться, отработать эти деньги, научиться. Курсы - хороший пинок, чтобы наконец начать двигаться в направлении смены профессии.
Ещё один плюс - Нетология даёт диплом официального образца о профессиональной переподготовке. Он имеет определённый вес, можно добавлять в резюме и показывать работодателю.
Минусы курса
Теперь минусы, которых тоже хватает. Первый и главный - может попасться блок с неопытным преподавателем, который плохо объясняет. Тогда придётся учить всё самостоятельно, искать бесплатные туториалы. Как было у меня с блоком по двумерной анимации.
В курсе, по крайней мере на момент моего прохождения, не хватало материала по двумерной анимации, например, креативов для соцсетей, рекламных роликов. Очень мало информации про анимацию логотипов, совсем базовая выжимка. Хотелось более подробных объяснений, интересных проектов, которые можно реально добавить в портфолио.
В общем, у меня довольно смешанные чувства от прохождения. С одной стороны, курс действительно помог найти работу и сменить профессию. С другой - сейчас, спустя время самостоятельного изучения и работы, понимаю, что курс сыроват и требует много доработки. Он совсем не идеален.
Но существует ли вообще идеальный онлайн-курс по переподготовке с нуля? Думаю, вряд ли.
Если вам требуется хороший «пинок» к изучению дизайна и вы тратите на это не последние деньги - можете взять курс Нетологии в помощь. Но если хотите брать рассрочку или думаете, что курс спасёт жизнь, поможет изучить Motion Design с нуля и вы быстро выйдете на зарплату в девяносто тысяч или начнёте зарабатывать на фрилансе - не будьте наивными.
Но научиться с нуля и сменить работу за год, вполне реально. Найти стабильную работу по новому направлению можно. Принимать решение, покупать ли курс, конечно, вам.
*фото в статье сгенерированы ИИ

![Сообщество Mos-Holidays.ru в Одноклассниках]](https://mos-holidays.ru/wp-content/themes/holidays-7.4-php/images/soc5.png)