ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет уникальную экспозицию, посвященную фламандскому натюрморту XVII века. В основе выставки – работы выдающегося художника Франса Снейдерса и его современников из российских музеев и частных коллекций.
Натюрморт обрел статус самостоятельного жанра в XVII столетии. В то время как французы позже ввели сам термин «натюрморт», нидерландские мастера использовали понятие «stilleven» – «неподвижная жизнь». В старинных документах картины описывались просто: «ваза с цветами», «завтрак», «фрукты», «охотничьи трофеи» или «атрибуты мирской суеты».
Особенность фламандского натюрморта заключается в его многозначности. Каждый предмет мог нести различные смыслы: морально-назидательные, любовно-эротические или философско-теологические – в зависимости от подготовленности зрителя.
Франс Снейдерс прославился реалистичным изображением материального мира: охотничьих трофеев, дичи, рыночных сцен. На выставке представлен его ранний «Натюрморт с устрицами и куропатками» из собрания Международного Института Культурного Наследия, особый интерес также вызывает картина «Статуя Цереры» из Эрмитажа, где Снейдерс работал совместно с Питером Паувелом Рубенсом.
фото с сайта pushkinmuseum.art
В экспозицию вошли уникальные экспонаты, включая единственную в мире подписную работу Николаса Каве. Отдельное внимание уделено эскизам мастеров, которые использовались для изображения животных и птиц.
Выставка отражает богатую историю коллекционирования фламандской живописи в России. Помимо музейных собраний, в экспозиции представлены работы из двух частных коллекций, ранее недоступные широкой публике.
Выставка позволяет проследить эволюцию фламандского натюрморта и познакомиться с разнообразием авторских стилей ведущих мастеров XVII века.