Выставка из цикла «Художник и время», проходящая в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники», призвана рассказать об изменениях, ставших переходным этапом от традиционной живописи к художественным экспериментам двадцатого века.
К середине девятнадцатого века художественное искусство в России было представлено в основном академической и передвижнической эстетическими традициями, и представляло собой культурный монолит. Но, приближаясь к смене веков, общая художественная традиция распадается на множество индивидуальных, и на передний план выходит графика, сместив главенствовавшую до этого живопись.
На выставке можно узнать главные имена того периода. Это художники-рубежники Валентин Серов, Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, чей период расцвета пришелся как раз на переходный период. И мастера с, казалось бы, уже устоявшимися взглядами, которые открыли для себя новые грани искусства: Николай Ге, Илья Репин, Виктор Васнецов. На экспозиции авторы разделены по залам, что дает возможность изучить личный стиль каждого из них.
Особенно интересны эскизы Васнецова к росписи храмов. Это неизвестный обывателю новый Васнецов и его акварели на религиозные темы – чудесный симбиоз культурного кода Средневековья и модерна. Но каждый представленный на выставке художник интересен по-своему, каждому свойственен авторский стиль. Хрупкие и неуловимые пастели Бориса-Мусатова, стремительные, точные и динамичные штрихи Репина, эмоциональные растушевки Ге, многослойные, сложные аппликации Врубеля.
Экспозиция показывает кто сделал шаг, позволивший будущим мастерам двадцатого века выйти на новые культурные горизонты, и выводит на передний план графику во всем ее многообразии.