Валентина Кузнецова - скульптор, живописец, искусствовед. В ее выставочном активе многочисленные региональные и всероссийские выставки. Ее керамическая скульптура известна за рубежом, а часть работ находится в Третьяковке, Музее керамики, ГМИИ имени А.С. Пушкина и других. Она создает мифологические и народные образы, раскрывает темы материнства, семьи, праздника.
В экспозиции, которая открывается 29 ноября в Выставочных залах и Президиуме академии художеств нет провокационных инсталляций и перфомансов. Любимые персонажи Кузнецовой – это дети, женщины и ангелы. Здесь присутствуют простая скульптура и трогательные образы: прекрасные и наивные, забавные и смешные, грустные и веселые, обаятельные и застенчивые… Все они показаны с тонкой и едва заметной иронией, присущей всем работам мастера.
Свойственный художнице самобытный стиль сформировался еще в начале творческого пути. Керамикой начала заниматься с конца 70-х годов прошлого века. Причем освоила она ее самостоятельно, изучив технологию по книгам и журналам, вдохновляясь традициями русской глиняной игрушки и скульптурной пластики. Даже исходный материал для своих изделий мастер добывала сама, копая глину и перетирая кирпич на терке для изготовления шамота. А готовые фигурки обжигала в деревенской печи.
В 90-х годах 20 века Валентина увлеклась фольклорными персонажами. Из этого увлечения выросли диковинные создания: бородатые львы с фатоватыми лицами, пышногрудые яркие русалки, какие-то волшебные существа - не то женщины, не то птицы, не то звери. Не чужды ей и христианские сюжеты. А началось ее творчество на библейские темы с просьбы создать для одной из подмосковных церквушек вертеп - сцену рождения Христа и поклонения волхвов. Следом появились скульптурные группы «Благовещение», «Явление ангела женам-мироносицам», «Петр и Феврония» и «Возвращение дочери». От ее ангелов, таких ангельски чистых, просто дух захватывает. Их сила чувствуется каждой клеточкой и это при том, что все они разные. Все красивые. И каждая скульптурная фигура ангелочка несет свою, присущую только ей, энергию.
Путеводной нитью проходит через все ее творчество тема женского образа. И хотя прототипами ее керамических героинь часто становились знакомые или родные люди, ее женские образы собирательные. Но несмотря на ярко выраженную собирательность, каждая женская скульптура обладает своим внутренним уникальным миром, в котором ощущается и грустная лиричность, и гармоничность, умиротворенность и созерцательность, и конечно же безграничная любовь к детям, мужчине и природной красоте окружающего мира. К слову мужские образы в ее творчестве тоже присутствуют, правда иногда в образе зверей. Но тут уж ничего не поделаешь. Каждый мастер имеет право на свое видение мира, пусть даже и с небольшой ноткой снисходительности.