Жизнеутверждающая выставка, посвященная смерти и загробной жизни в христианском искусстве, открылась в музее им. А. Рублева. Большинство из экспонируемых предметов демонстрируются впервые.
Всего в экспозиции представлено около ста разножанровых экспонатов. Тщательно отобранные художественные работы не производят тягостного впечатления, а наоборот утверждают, что жизнь всегда победит смерть. Ведь религиозная трактовка подразумевает кончину человека не как окончание жизни, а как переход человека из одной реальности в другую, где у умершего начнется другая жизнь.
Тема смерти всегда и во все времена волновала человечество. Кураторы выставки поставили перед собой цель показать взаимосвязь концепций о смерти в славянской и западноевропейской культурах, рассказать о заимствованиях и объяснить разные воззрения в трактовках близких по смыслу сюжетов. Экспозиция строится на визуальном ряде противопоставлений представлений о смерти в западноевропейском и восточно-христианском искусствах. Если в первом случае, мы наблюдаем в рисованных образах ужасы смерти и загробного мира, то во втором случае виден подход более созерцательного осмысления, где переход в иной мир считается высшей благодатью.
Первое, что встречает гостей при входе в экспозиционное пространство – это гробовая колодина, предоставленная для выставки одним из коллекционеров-старообрядцев. Этакое своеобразное напоминание о смерти, и таких «мементо мори» в экспозиции предостаточно.
Выставочные зоны разделены на пять частей. И, если в первом разделе вас ждет знакомство с божественной историей возникновения смерти, то второй раздел повествует об одухотворении смерти, как в русском, так и западноевропейском искусстве. В первой зоне можно ознакомиться с редкими иконами, реликвиями паломников и уникальными плащаницами. Во втором зале представлены гравюры Нового времени, изображающие смерть в виде костлявой старухи или анатомически точных скелетов. В древнерусском искусстве тоже можно встретить изображения, олицетворяющие смерть, которая вооружена копьем или косой, топором или пищалью. Обычно, они присутствуют в сценах Апокалипсиса и исхода души. Эту разницу хорошо иллюстрируют два изображения, размещенные рядом. Сюжет у обоих один и тот же: Христос попирает смерть. На голландской гравюре 17 века фигура Христа опирается на страшного дракона и скелетообразное существо. Новгородская икона показывает несколько другую интерпретацию: чудище с незлобливой мордой и обескураженную смерть. Исследователи объясняют подобный казус тем, что русские художники считали своей задачей изображать смерть только как образный символ. В этой же зоне привлекают внимание изображения-притчи, поучительные картины и скульптуры, иллюстрирующие эзоповские басни. Тут же можно посмотреть и несколько икон с довольно редким сюжетом, рассказывающем об ангелах и их роли в жизни и посмертии человека.
Третий раздел рассказывает о кончине идеального во всех отношениях, христианина. Вниманию посетителей предложены к осмотру иконография, повествующая как о мученической, так и праведной смерти, а также синтетические изображения монахов. Четвертая зона посвящена иконографии, рассказывающей об уважительном отношении к святым мощам. Здесь экскурсанты смогут ознакомиться с иконами-образами святых Сергия Радонежского и Митрофана Воронежского, увидеть редкие живописания гробниц преподобных Тримифунтского и Обнорского. Последняя часть выставки знакомит с картинами загробного мира: раем и адом. Представленная впервые икона из коллекционного собрания К. Воронина рассказывает о страшном суде. На стендах также красочные жизнеописания, фрагменты икон 18 века и рукопись середины 19 века, изображающих райскую жизнь.
В рамках выставки запланирована культурно-образовательная программа для детей и взрослых. С анонсами лекций, встреч и концертов можно ознакомиться на сайте.