В Музее русского лубка и наивного искусства открылась выставка «Отцы и дети». Экспозиция исследует, как художественные приемы и мировоззрение передаются от поколения к поколению — от родителей к детям, от мастеров к продолжателям традиции.
Выставка выросла из вопроса, который возникает у зрителя после финала любимого сериала: будет ли продолжение? Мы решили применить этот кинематографический принцип к наивному искусству — посмотреть, кто подхватил кисть после признанных классиков. Повлиял ли их образный язык на детей и что из этого получилось.
В истории России творческие династии занимали особое место — от ремесленников до художников. Расписанные прялки, стены, утварь — все это было неотъемлемой частью быта, украшенного «для себя». Так и появлялись самородки, не учившиеся в академиях, но нашедшие в рисовании способ самовыражения.
Часто такие художники начинали творить на пенсии, когда появлялось немного свободного времени. Именно так начала писать картины Любовь Майкова — тетя Люба из деревни Селищи в Тверской области. Вдохновившись, ее сын Анатолий — тракторист по профессии — заявил: «Я и то лучше нарисую. Мама рисует хуже сына, а люди покупают — и платят!» Так работы Анатолия Майкова, родившегося в 1939 году, попали в музей: он начал рисовать после 50 лет и создал около 30 оргалитов.
По словам Кленчева, в экспозиции выделены три художественные линии. Первая — Павел Леонов, вторая — Любовь Майкова. Оба вошли в Мировую энциклопедию наивного искусства. Третья — Валентина Черепнина, художница, выросшая в семье известных коллекционеров Евгении Черепниной и Сергея Тарабарова. Посетителям предложено сравнить их работы, увидеть как общие, так и уникальные черты, попытаться уловить «генетическую» связь в их творчестве.
Наив как способ видеть мир
Наивное искусство — это не жанр и не стиль, это особое явление. В его основе — уникальный взгляд на жизнь, пропущенный через личный опыт. Часто автор — человек, всю жизнь проживший в одном месте, и из этого локального опыта рождаются удивительно искренние образы
Благодаря выставке можно увидеть, как воспринимается повседневность в Тверской и Ивановской областях, а также в столице — глазами художников, не утративших чувствительности к деталям.
Куратор выставки, А. Кленчев, отмечает: времена меняются, глобализация сказывается даже на самых уединенных уголках. И хотя современные авторы могут быть более осведомлены, чем мастера прошлого века, искренность, с которой они работают, никуда не исчезла. Новые художники-наивы продолжают появляться, пробуждать интерес и трогать зрителя своими историями.
«Невозможно предсказать, где и когда возникнет новый самородок. Но точно можно сказать: в каждой картине есть что-то живое, что-то настоящее. Этим и объясняется неослабевающий интерес к наивному искусству», — заключает Кленчев.