Реклама на сайте

«Мир! Дружба! Дизайн! История российского промышленного дизайна» в Новой Третьяковке

691
  • Когда: 25.12.2019 - 29.03.2020
  • Время: вт., ср., вс. - 10:00 - 18:00, чт., пт., сб. - 10:00 - 21:00, понедельник - выходной
  • Стоимость: полный - 400 руб., льготный - 200 руб., студенты - бесплатно

В Западном крыле Новой Третьяковки открылась выставка «Мир! Дружба! Дизайн! История российского промышленного дизайна», рассказывающая о развитии отечественного промышленного дизайна со второй половины XX столетия по настоящее время.

Первая выставка Московского музея дизайна представляет в своей экспозиции несколько сотен различных экспонатов из частных коллекций и музейных собраний, собранные силами тридцати участников проекта. Выставочное пространство тематически разделено на двенадцать зон, каждая из которых повествует о применении дизайна в воздушном и наземном транспорте, спорте и фототехнике, медицине и радиоэлектронике, техническом оборудовании и бытовых предметах.

Гости выставки увидят разработки, выполненные предприятиями СССР: различные макеты самолетов, автомобилей и снегоходов, детские игрушки, магнитофоны и фотоаппараты. Среди экспонатов легенды советского автопрома: проверенные временем кроха «Вятка», любимец нескольких поколений «Иж» и незаменимый в дальних поездках - «Планета-Спорт 350». Объединяет их лишь одно – производитель, завод, который обеспечивал оборону страны. Тут же рядом со стальными мэтрами портативный телевизор и компьютер, сделанные в 70 - 80-х годах прошлого столетия, а еще не убиваемые холодильник «ЗИЛ» и телевизор «Горизонт». Последние присутствовали практически в каждой семье и их качество проверено временем. Правда, часть предметов, присутствующие на выставке и предоставленные концерном «Калашников», так и остались практически нереализованными. Например, компактная видеокамера, созданная для съемок на Луне инженером А. Смирновым. Лунная программа была свернута и киноаппарат так и остался в единственном экземпляре. Теперь это музейный экспонат.

Мечтой всех советских фотолюбителей был «Фотоснайпер», выпускаемый Красногорским заводом им. С.А. Зверева. Его длиннофокусный объектив позволял приближать объекты, как бинокль. Рядом аэрофотоаппарат «АФА-39», при помощи которого были сделаны снимки в 1957 году, позволившие человечеству увидеть впервые поверхность Земли с двухсоткилометровой высоты.

Еще один знаковый для многих фотолюбителей пленочный фотоаппарат «Зенит-122» в стильном пластиковом корпусе, также присутствует здесь. Кухонный комбайн «Элекма», созданный также на этом заводе, был мечтой многих женщин во времена перестройки и на протяжении многих лет поражал всех своей многофункциональностью и надежностью. Среди других интересных экспонатов можно назвать: макет специально спроектированной к летней Олимпиаде 1980 года чаши олимпийского огня, электросамовар и вазу, созданную из гильз, парашют, использовавшийся Гагариным для прыжка с восьмисотметровой высоты.

Часть экспозиции полностью посвящена футуристической технике недалекого будущего. Внимание привлекает электромобиль, ставший дипломным проектом студента академии Штиглица. Неподдельный интерес вызывают и специальные автомобили для людей с ограниченными возможностями здоровья, в салон которого можно въехать на инвалидной коляске. На выставке можно познакомиться и с «умным» светофором VIC, созданным на основе технологии Plug and Play. В этот технический шедевр интегрируются элементы от экологического мониторинга и оценки состояния дорожного покрытия до базовой сотовой станции 5G (LTE). Помимо этого, представлена масса уникальных инновационных технических приспособлений: первая цифровая фотокамера Zenit M, корректор артериального давления АВР051, SWIR-камера, цифровой инфракрасный термометр с функцией Bluetooth, а также дискретный бинокль 2,5х5, который осуществляет смену кратности увеличения одним нажатием кнопки. А еще квадроциклы, современная медицинская аппаратура, средства связи и многое другое.

В любом случае, эта выставка - отличная возможность познакомиться не только с историей промышленного дизайна, но и побывать в недалеком будущем. В рамках выставочного проекта подготовлена увлекательная образовательная программа с участием ведущих дизайнеров, представителей учебных заведений, музейных учреждений и предприятий. Также к выставке выпущен специальный каталог.

Место проведения: Новая Третьяковка

Адрес

Москва, Крымский Вал, 10

Станция метро

Парк Культуры, Октябрьская

Показать на карте

Отзывы

  • Женя 02/01/2020 в 21:09

    Не стала бы я писать этот отзыв, если бы у меня не было ощущения, что смогу сказать что-то ценное, поэтому…
    Когда мы говорим о музейной выставке, мы говорим о коллекции, которая будет помещена в определенное окружение и соответствующий нарратив. Понятно, что если мы выставляем условных передвижников, то нам глубоко все равно, в каком окружении они будут находиться и в какой нарратив будут помещены: это можно сделать лучше или хуже, посетители все равно пойдут на выставку и будут довольны.
    Здесь же мы говорим о коллекции, которая имеет сама по себе крайне сомнительную ценность. Исключая некоторые объекты, вроде фоторужья или приемника «Микро», они редкие и могут быть интересны сами по себе. Остальное либо есть дома у всех тех, кто пока не выкинул, либо вообще — презентационная модель: их можно выпустить десятки, если не сотни, это не то, зачем люди пойдут на выставку только чтобы посмотреть.
    Соответственно, в такой коллекции самое важное — это нарратив: как коллекция будет представлена и что расскажет. Будем честными, в мировой практике есть коллекции и похуже, которые представлены так, что окружение и нарратив придают выставке ценность, которой многие музеи позавидуют.
    Здесь же не очень понятно, «что хотел сказать автор», концепт-арты, советская техника — все свалено вместе, стоит в витринах, не допускает никакого взаимодействия с объектами, на стенах висят полотна текста, которые даже как-то не тянет читать (на хорошей выставке тянет).
    При том, что потенциал у выставки есть, хотя бы потому, что часть коллекции — дипломные работы студентов с факультетов дизайна. Учитывая интерес к дизайну как профессии и к образованию в этой сфере, уже это можно было бы развернуть к зрителю и привлечь его.
    Нужно просто разработать концепт и нарратив, чтобы зритель, выходя с выставки получил какие-то новые знания, а не просто посмотрел на кухонный комбайн из 2000-х, который у него дома стоит. Нужно было просто подумать, в каком окружении это комбайн будет рассказывать об истории.
    Отдельно стоит отметить работу организаторов выставки с продукцией современных концернов с этической точки зрения.
    Электрокар Лада на музейной выставке выглядит просто смешно, так как любо пришедший туда человек обычно имеет уже определенное мнение о продукции данного концерна, весьма нелестное и идущее в разрез с концепцией музейного экспоната. Если идея была в том, чтобы повторить успех Дюшана с сушилкой для бутылок и придать электрокару ценность, поместив его в музейное окружение, так такой фокус проходил в 1914, с тех пор много времени прошло.
    Ну и наконец, выставлять Суперждет 100 Сухого — тоже так себе идея с чисто моральной точки зрения, по какой бы причине этот самолет не бился.
    Исходя из всего выше, складывается впечатление, что организаторы просто не подумали о нарративе и попытались представить коллекцию как вещь в себе. И это при том, что учитывая, кто был спонсором выставки, можно было бы заказать табун специалистов, которые и не такое вытягивали.

    Ответить

Оставить свой отзыв