ТЕАТР АЛЕКСАНДРА БЕНУА И ХУДОЖНИКИ СОВРЕМЕННОСТИ
50 театральных работ Александра Николаевича Бенуа (1870 – 1960)
на совместной выставке галерей «КАБИНЕТЪ» и «Form & Bronze»
«У Бенуа много страстей, но из них самая большая – страсть к искусству, а в области искусства, пожалуй, к театру…»
(Игорь Грабарь об Александре Бенуа)
50 театральных работ Александра Бенуа выставлены до 25 января в Центральном доме художника на Крымском валу в рамках совместного художественного проекта галерей «КАБИНЕТЪ» и «Form & Bronze».
Выдающийся живописец, график, иллюстратор, историк и теоретик искусства, художественный критик, основатель легендарного объединения «Мир искусства», главный художник «Русских сезонов» Дягилева, главный художник труппы Иды Рубинштейн, Александр Николаевич Бенуа предстанет перед зрителями в своей главной художественной ипостаси - мастера театрально-декорационного искусства.
Эскиз костюма Гусара к балету И.Ф. Стравинского «Петрушка». 1933 г.
Эскизы театральных декораций и костюмов из российских частных собраний знакомят со всеми этапами творчества Бенуа –театрального художника – от ранних дягилевских постановок 1910-х годов до спектаклей миланского Ла Скала, осуществленных в 1950-х. Здесь и работы к спектаклям Иды Рубинштейн 1920-х годов, и эскизы для «Русского балета в Монте Карло» 1930-х, и художественные решения постановок антрепризы С. Юрока 1940-х.
Одна из наиболее значимых работ выставки – эскиз декорации к 1-му акту фантастического балета «Жизель» на музыку А.Адана, созданный художником в 1910 году для театра Гранд Опера в Париже. История бытования этой работы позволяет предположить, что картина происходит из коллекции знаменитой русской балерины Тамары Карсавиной.
Эскиз костюма шута для «Танца шести шутов» в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» для Королевского оперного театра в Риме. 1931 г.
Экспонируемые эскизы костюмов и декораций к нью-йоркской постановке балета «Раймонда» 1945 года принадлежат разным коллекционерам и обычно скрыты от посторонних глаз. Спустя почти 60 лет эти шедевры театральной графики вновь объединены в общем пространстве выставки.
Одна из самых поздних театральных работ Бенуа – эскиз декорации к III акту оперы Д. Пуччини «Манон Леско» для Театра Ла Скала в Милане 1956 года.
Эскиз костюма Балаганного деда к балету И.Ф. Стравинского «Петрушка». 1936 г.
Известно, что Александр Николаевич Бенуа требовал от постановщиков скурпулезно точного выполнения каждой детали замысла, каких бы сложностей и расходов это ни стоило. Триумф русского театра в ХХ веке стал лучшим доказательством правоты гения Бенуа.
Эскиз костюма Торговца к балету И.Ф. Стравинского «Петрушка». 1936 г.
Галерея «Form & Bronze» представляет на выставке коллекцию произведений живописи, графики и скульптуры современных авторов, объединенных общей темой русского балета. В экспозиции – произведения Aramare Veccio, Андрея Атрошенко, Арсена Аветисяна и других современных художников и скульпторов.
Как добраться:
[yandexMap name="Центральный дом художника" description="Москва, ул. Крымский Вал, 10"]Москва, ул. Крымский Вал, 10[/yandexMap]