Не так давно распахнул свои двери для посетителей очаровательный музей Тропинина, который находился на ремонте почти десять лет. Раз в месяц посещение этого музея бесплатное. В такие дни здесь аншлаг. Но этот музей больше подходит для спокойного посещения в обычный день. В нем все насыщено духом пушкинского времени, захватившем и несколько десятилетий.
Вот со стены за гостями надменно наблюдает вся в бриллиантах и розах, императрица в напудренном парике. А вот спокойный пожилой мужчина в уютном домашнем халате, композитор Алябьев, дымит большой трубкой с чубуком. Это все картины руки замечательного художника Тропинина. Самая известная – «Кружевница». На ней красавица с деревянными коклюшками. Неподалеку грустно смотрит с портрета Катерина Семенова, трагическая актриса, с диадемой в волосах и откровенным декольте – это она в роли. Не только работы художника, но и благородные вещи интерьера безмолвно рассказывают о Золотом веке российской культуры.
Музей Тропинина оставляет незабываемые ощущения, что особенно удивительно, если учесть, что его площадь совсем небольшая. В этой усадьбе когда-то жила купеческая семья, таких зданий в Замоскворечье тех лет было немало, а сейчас их можно по пальцам пересчитать. Почти все сгорели в страшном пожаре в 1812 году. Эта усадьба тоже пострадала, но была отстроена и до 1960 года находилась в руках частных лиц. Когда заходишь в помещение, то понимаешь, насколько скромнее жили купцы по сравнению с аристократами: особняк по размерам не идет ни в какое сравнение с графскими усадьбами Архангельское, Останкино и другими, в которых можно устать бродить, так они огромны.
А в музее Тропинина площадь совсем маленькая, но зато каждая минута здесь приносит истинное эстетическое наслаждение. Этот одноэтажный особняк с мезонином весь светится от яркой желтой штукатурки. Вход в музей начинается с лестницы, ведущей на нулевой этаж. Здесь есть гардероб для посетителей и шесть залов для экспозиций, четыре из них постоянные, а два – временные. Портреты московских дворян, не самых знатных, висят среди старинной добротной мебели. От того, что сверху не высятся высокие галерейные потолки, лица на искусных портретах кажутся не обликами давно умерших предков, а приветливыми образами милых собеседников.
Ощущение присутствия усиливает хорошо подобранная мебель. Потемневшее от времени серебро зеркал, позолоченные рамы картин, редкие сорта древесины, фарфоровые безделушки за толстыми стеклами массивного буфета соседствуют с дорогой посудой, являющейся не только произведением искусства, но и воспитательным средством тех времен. На ней изображены добродетели, которые должен развивать в себе культурный человек. Например, на старинной сахарнице нарисована овечка, и на французском языке написано «кротость». Мебель тоже не простая, сейчас уже не встретишь такие предметы интерьера, жардиньерка или бобик, а в музее Тропинина можно их увидеть и узнать, как их использовали.
В двух комнатах демонстрируются полотна Тропинина и художников из его круга. В третьем – картины и бюсты мастеров предыдущего поколения, например бюст Потемкина и Екатерины II, для которых они лично позировали. В четвертой комнате хранятся самые нежные предметы музейного фонда – миниатюры и рисунки. Здесь можно увидеть изысканную акварель Соколова, на которой в изумрудном наряде красуется Елизавета Воронцова. Именно ей посвятил молодой Пушкин множество своих стихов, и беглого взгляда на ее изображение достаточно, чтобы понять влюбленность поэта. Тут же можно увидеть удивительные портреты, выполненные на непривычном материале – на кости. Каждая такая работа – большая ценность для антикваров и поклонников живописи.
Еще в двух выставочных залах экспонаты время от времени меняются, в них демонстрируется то, что хранится в обширных запасниках музея. За последние годы музей Тропинина значительно пополнил свои фонды работами декоративно-прикладного искусства. Из этого здания посетители выходят с огромным воодушевлением и с желанием прийти сюда еще, чтобы насладится сиянием и блеском отечественного искусства.
Татьяна 15/03/2019 в 10:31
К сожалению, живу далеко от столицы, поэтому «путешествую» по музеям заочно. Вот и сегодня отправилась к вам, но не смогла насладиться видами выставочных залов, т.к. в сопроводительных комментариях постоянно встречала грубые орфографические, пунктуационные и речевые ошибки Сам текст тоже не впечатлил: ощущение того, что автор старался написать побольше, но при этом мало конкретики, много «воды»… Считаю, что в культурных местах недопустима такая безграмотность. Упало настроение и желание посетить музей. Извините.