Колокольню Ивана Великого, которая входит в архитектурный ансамбль Московского Кремля, называют также церковью-колокольней Святого Иоанна Лествичника. Храм относится к знаменитым памятникам древнерусского зодчества, наряду с Успенским собором.
Церковь Ивана Лествичника построили в 1329 году. Она относилась к типу «иже под колоколы», так как ярус звонницы располагался над самим помещением. В 1505 году на том же месте начали возводить новый храм, пригласив для этого итальянского архитектора Алевиза Фрязина. Работы были полностью завершены к 1508 году.
Для москвичей того времени высокий каменный храм казался чудом, ведь ничего подобного на Руси еще не было. Его самая высокая точка достигала отметки в 81 м. При Борисе Годунове колокольню полностью модернизировали, оснастив дополнительным ярусом цилиндрической формы. Крылатая фраза «во всю Ивановскую» появилась именно благодаря храму Ивана Великого. В старину рядом с ним находилась Ивановская площадь, на которой озвучивались царские указы, а палачи приводили в исполнение приговоры власти.
В 1532 году здание решили дополнить большой колокольней и церковью, названной в честь Воскресения Господня. Эта задача была поручена итальянскому зодчему Петроку Малому Фрязину (русская интерпретация мудреного иноземного имени Петр Франческо Анибале). На третьем ярусе храмового комплекса появилась звонница, попасть в которую можно по специальной лестнице. В ней установили огромный тысячепудовый колокол (около полутора килотонн), который назвали «Благовестником». В XVII веке Михаил Романов приказал трансформировать церковь Воскресения Господня в Успенскую звонницу, а при патриархе Филарете в храме появилось ещё одно строение - пристройка с черепичным шатром и каменными пирамидками, названная Филаретовской.
В годы войны с Наполеоном французские вандалы разрушили Успенскую звонницу вместе с Филаретовской пристройкой. Уцелели лишь некоторые строения, в том числе - колокольня с «Благовестником». Однако и она пострадала от врагов, французы успели поживиться купольным крестом. Его заменили другим - железным, восьмиконечным, покрытым орнаментом с медными позолоченными листами и резной надписью «Царь Славы».
После окончания Отечественной войны 1812 года Филаретовскую пристройку и звонницу отстроили заново по проекту швейцарского архитектора Доминико Жилярди.
Замечательными памятниками русского литейного мастерства XVI-XIX веков считаются колокола Филаретовской пристройки, звонницы и колокольни Ивана Великого. Их в общей сложности 21. Когда-то их подвешивали на деревянных балках, но позднее заменили металлическими.
Вес самого большого колокола – Успенского или Праздничного, составляет 65 т. 320 кг. Его в XIX веке отлили известные мастера-литейщики Русинов и Завьялов. Успенский колокол превосходит другие не только по размерам, но и по звуковым характеристикам – отличается чистотой тона и силой звука.
Колокол Реут (его еще называют Ревуном) весит вдвое меньше, чем Успенский - 32 т. 760 кг, зато он намного старше его. Колокол отлит мастером Андреем Чеховым в 1622 году.
Еще один колокол для Филаретовской пристройки отлил русский литейщик И. Моторин в XVIII веке. Он получил название Вседневного (Семисотного). Вес этого колокола составляет 13 т. 71 кг. По сравнению с Успенским и Ревуном он кажется малюткой, но в других городах мира стал бы сенсацией.
Оставшиеся колокола в количестве 18 штук занимают средний и нижний ярусы колокольни. Нижний ряд состоит из 6 колоколов:
- Лебедя;
- Медведя;
- Широкого;
- Новгородского;
- Ростовского;
- Слободского.
Средний ярус включает 9 колоколов. У двух из них одинаковое название – Корсунские. Остальные семь именуются:
- Новым (когда-то был Успенским);
- Немчином;
- Безымянным;
- Даниловским;
- Глухим;
- Корсунским (отдельно от ранее названных);
- Марьинским.
Верхний ярус состоит из трех безымянных колоколов.
Колокольные «голоса» по диапазону бывают благовестными (басовыми), красными (можно сравнить с человеческим голосом) и зазвонными (дискантовыми). При звоне колоколов всех трех видов составляется гармоничное созвучие, поэтому и говорят: «трезвонят», «трезвон».
Колокола в Кремле молчали, начиная с 1918 года, за исключением единственного раза в 1921. Только через 70 лет, в 1992 году, на Пасху главная московская колокольня зазвучала благовестом пяти колоколов - «Корсунского», «Немчина» и трех малых, зазвонных. Через три года была задействована уже почти вся Ивановская колокольная фамилия.
В наши дни на Колокольне Ивана Великого разместилась музейная экспозиция. В выставочном зале на первом этаже Успенской звонницы хранится немало интересных памятников русского и зарубежного архитектурного искусства. Среди экспонатов посетители увидят панораму Москвы, фрагменты белокаменного зодчества XIV века и прочие редкости.
Благодаря современным техническим возможностям, Кремлёвский архитектурный ансамбль можно изучать, не выходя из зала. Обязательно стоит прогуляться на смотровую площадку, ведь именно там открывается захватывающий дух вид на Кремль с высоты птичьего полета (дети до 12 лет не допускаются).
Попасть в колокольню можно по билетам на территорию Московского кремля.