На Киевский вокзал в Москве прибывают жители западных и юго-западных регионов нашей страны, а также Украины, Молдавии, Болгарии, Сербии. Гостей столицы встречает одно из красивейших зданий города – величественный памятник архитектуры в стиле неоклассицизм.
Киевский вокзал – важный транспортный узел Москвы. Помимо межрегиональных и международных составов, с Киевского отправляются пригородные электрички на Калугу, Наро-Фоминск, Малоярославец, Обнинск, Кресты и т.д. С вокзала курсирует аэроэкспресс, за 25 мин доставляющий пассажиров в аэропорт «Внуково».
На вокзале есть вся необходимая инфраструктура для комфортного пребывания: залы ожидания, магазины, кафе, комнаты отдыха, медицинский пункт и т.д. Непосредственно из здания вокзала пассажиры могут спуститься на станцию метро «Киевская».
История
В 1897 г. руководство Киевского направления железных дорог добилось от властей страны разрешения на строительство ветки «Москва-Брянск-Киев». Стройка началась ударными темпами, и к 1899 г. основные работы были завершены. Параллельно с прокладкой путей, велось строительство железнодорожного вокзала на пустыре у Дорогомиловской слободы – в то время это была окраина Москвы.
Открытый в 1899 г. вокзал не имел ничего общего с тем величественным зданием, которое знакомо всем москвичам. Это было приземистое деревянное строение, похожее на жилой барак. Пресса обрушилась с критикой на строителей: вокзал называли «срубом» и «курной избой». Тем не менее 1 августа сюда прибыл первый пассажирский поезд из Брянска.
Изначально планировалось, что временный вокзал будет использоваться не больше 5 лет, и скоро его заменят на постоянный. Однако железнодорожный барак в Дорогомиловской слободе простоял больше 10 лет.
В 1912 г. Российская Империя собиралась широко отметить 100-летие победы в Отечественной войне. К этой дате было приурочено начало многих больших строек, в том числе возведение нового вокзала для поездов Киевского направления.
Создание проекта здания доверили известным архитекторам И. Рербергу и В. Олтаржевскому. Дебаркадер и перроны разработал инженер В. Шухов, в будущем создавший знаменитую телебашню. Уникальность дебаркадера состояла в том, что он примыкал непосредственно к зданию вокзала. Над платформами Шухов соорудил грандиозную крышу-арку общей массой в 1250 т. Дебаркадер Киевского вокзала сам по себе считается важной достопримечательностью столицы.
Строительство вокзала затянулось из-за сложности проекта. Открытие состоялось в 1918 г., уже после революционных событий. В тот же период вокзал получил свое первое официальное наименование – Брянский.
В 1934 г. вокзал переименовали в Киевский, а в 1935-ом он стал частью архитектурного комплекса, включающего привокзальную площадь, набережную Москвы-реки и Бородинский мост.
В наше время Киевский вокзал – одна из важнейших архитектурно-исторических достопримечательностей Москвы.
Архитектурные особенности
Здание в стиле неоклассицизма было необычным для той эпохи: в начале XX в. архитекторы охотнее использовали стиль модерн. Рерберг и Олтаржевский смогли соединить в своем строении стремление к красоте XIX в. и обновленческие мотивы нового века.
Фасад вокзала был украшен скульптурами, барельефами, колоннами, коваными элементами. Над главным входом архитекторы поместили классический треугольный портик, поддерживаемый четырьмя дорическими колоннами. Портики находятся и над остальными входами в вокзал. Под козырьком каждого портика размещены цветные мозаики, изображающие ангелов-защитников Москвы, а также события 1812 г. Для отделки фасада использовался серый, красный и розовый мрамор.
Основной особенностью здания стала башня высотой в 51 м. На башне были размещены механические часы с четырьмя циферблатами. Часы аналогичной конструкции установлены на Спасской башне Кремля. Башню венчала аккуратная ротонда с невысоким шпилем. В качестве украшения архитекторы использовали бронзовые статуи орлов.